Стильный Дом
Производство и реставрация декоративных элементов из гипса

Реставрация лепного декора на памятниках архитектуры

Основные виды работ

  1. Различные виды расчистки рельефов.
  2. Подводка грунта под лепнину и укрепление фрагментов на стенах, арках, карнизах, потолках и др. местах в интерьерах и на фасадах зданий.
  3. Догипсовка фрагментов, заделка выбоин и трещин с расшивкой швов.
  4. Демонтаж фрагментов лепного декора, маркировка фрагментов с последующей доработкой на верстаке (с посадкой на плинт), расчисткой, докомпоновкой в глине или ином пластичном материале, формовкой и отливкой с дополнительным армированием подлинников.
  5. Монтаж разобранных, доработанных фрагментов на месте установки с тщательной проработкой крепежных элементов (по чертежам).
  6. Подборка, маркирование фрагментов разрушенной или демонтированной в процессе реставрации лепнины, несущих и ограждающих конструкций с последующей склейкой и установкой на место.
  7. Изготовление вновь моделей лепного декора при воссоздании утрат, не имеющих аналогов в данной декоративной композиции (по чертежам, шаблонам).
  8. Демонтаж фрагментов лепного декора с целью приведения в модель, с последующей формовкой, отливкой, оклейкой отливки "новодела" с подлинником и установкой на место.
  9. Воссоздание рельефов лепного декора методом отмазки "по месту" (приравнивается к изготовлению модели вновь).

Отделка лепного декора

  1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
  2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.
  3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
  4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
  5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).

Все виды реставрационных работ должны производиться при неукоснительном соблюдении норм техники безопасности, производственной санитарии и пожаробезопасности.

Правила производства реставрационных работ

  1. До начала работ весь имеющийся на памятнике архитектуры лепной декор должен быть тщательно обследован и сфотографирован под руководством ведущего архитектора.
  2. Подробное описание (акт) состояния лепного декора составляется архитектором - автором проекта реставрации, заказчиком и прорабом при обязательном участии бригадира-лепщика.
    Определяются утраты лепного декора и фиксируется наличие его подлинных фрагментов, пригодных для приведения их в модель, с тем, чтобы с помощью отливок с моделей можно было восполнить утраты.
    Особое внимание должно быть обращено на наличие лепного декора XVIII в. в стиле Елизаветинского барокко, в большей части "отмазанного" на месте на штырях, без формовки, что должно найти свое отражение в акте, т.к. докомпоновки утрат должны выполняться в аналогичной технике лепщиками высокого разряда.
    В акте определяется точное количество и наименование деталей, подлежащих воссозданию с изготовлением моделей, и стилистические особенности декора.
    Определяются участки лепного декора, требующие демонтажа и последующего монтажа после оклейки фрагментов; проверяется прочность крепления лепнины на стенах и потолках.
  3. При составлении дефектной ведомости (или акта) в нее следует вписать все необходимые данные о самом декоре и отдельных деталях, подлежащих восполнению. Указываемые в дефектной ведомости или акте все фрагменты подлинной лепнины, подлежащие приведению в модель, должны быть привязаны к месту нахождения лепного декора на памятнике, сведения о них должны быть также вписаны в ведомость. Например: "восполнение гирлянда из цветов и листьев - длиной 50 см, высотой 20 см на восточной стене вестибюля. Для выполнения указанной детали привести в модель аналогичный фрагмент гирлянды о северной стены вестибюля, с демонтажем и с последующей установкой на место; выполнить вновь модель замковой вставки со стилизованной головой льва на обрамлении среднего окна 2-го этажа южного фасада, согласно эскизу" (аналогии с тем-то) и т.д.
  4. Проектом устанавливается технология расчистки лепного декора от покрасок, набелов и т.п. и затем его укрепления. В этих целях производится пробная расчистка специалистами-химиками из технологического отдела института Спецпроектреставрация или других лабораторий.
  5. Если в процессе реставрации, после установки строительных лесов, будут выявлены дефекты лепного декора, ранее не обнаруженные под покрасками и набелами (склейка фрагментов, догипсовка, отставание лепнины от стены и т.п.), составляется дополнительный трехсторонний акт, в котором отражаются вое выявленные дефекты в натуре и намечается; технология дальнейшего производства работ.
  6. Все подлежащие демонтажу, оклейке фрагменты лепнины маркируются, фотографируются (или отражаются графически на чертежах архитектором) и после оклейки и установки на место оформляются актом на скрытые виды работ (производителем работ).
    Демонтаж лепнины, если это необходимо, производится только после утверждения, соответствующей рабочей документации с веским обоснованием (при замене несущих конструкций сильно разрушенных частей зданий, по заключению инженеров и лаборатории о качестве строительных материалов и т.п.). Подлежащий демонтажу лепной декор фотографируется и фиксируется графически под контролем ведущего архитектора.
  7. Демонтированные фрагменты лепного декора маркируются, пересчитываются, аккуратно складываются в ящики или другую тару, чем обеспечивается их сохранность и исключается возможность поломки. На таре указываются следующие данные: наименование объекта, количество фрагментов и место, откуда снята лепнина (например: голубая гостиная, такого-то дворца, южная стена; фрагменты лепнины орнаментального фриза - 100 шт., гирлянда - 1 шт. - 20 фрагментов, розетка потолочная - 1 шт. - 3 фрагмента); число, месяц, год, кто демонтировал.
    Внутри тары закладывается фотография, а также технорабочая документация на склейку фрагментов и акт на демонтаж за подписью архитектора и заказчика (ответственный - производитель работ).
    В случае раскладки фрагментов лепнины на стеллаж их также следует маркировать, причем на стеллаже указывается место, откуда снят тот или иной фрагмент, и их общее количество. В отдельный конверт или папку вкладывается фотография лепного декора до разборки я вся необходимая для работы документация.
    Необходимо помнить, что разборка, подбор и оклейка фрагментов лепного декора относятся только к подлинной, снятой с памятника лепнине. Все, что снято и склеено, должно быть вновь установлено на место. К выполнению лепнины заново, так же как отливок и новых моделей, эти операции не относятся.
  8. Демонтированный лепной декор может быть склеен и докомпанован на плинтах и затем установлен на место вместе с плинтом либо без него методом склейки фрагментов на месте. В каждом отдельном случае вопрос решается индивидуально автором проекта реставрации. При установке лепнины с применением крепежных деталей составляется акт на скрытые виды работ с указанием количества склеенных фрагментов.
  9. Проведение укрепления гипса, гидрофобизация и флюатирование также оформляется актом на скрытые виды работ.
  10. По окончании всех этапов реставрации лепного декора подлинные фрагменты, приведенные в модель, с которых было отлито необходимое количество копий, устанавливаются на место, о чем составляется соответствующий акт. Модели, выполненные заново, сдаются заказчику по акту в целях удешевления последующих ремонтов и реставраций.
  11. Запрещается при изготовлении моделей расценивать их по элементам. Все модели, как правило, подпадают под определенную Рубрику ССН и расцениваются в зависимости от вида, сложности и размера. Например: "изготовление модели коринфской капители такой-то высоты"; модель должна быть расценена только по этой рубрике, несмотря на то, что она состоит из ряда деталей - волют, стилизованных листьев, абаки и астрагала.
  12. Когда при утрате отдельного фрагмента подлинной лепнины не представляется возможным, воспользоваться прямой расценкой, можно осуществлять оценку "применительно" к похожему по конфигурации фрагменту, о чем составляется акт архитектором и заказчиком. Например: если отбитую волюту капители нельзя привести в модель, она выполняется в виде новой модели и может быть расценена "применительно", как "кронштейн" и т.д.
Задать вопрос

Оставьте заявку и наши консультанты свяжутся с Вами

вверх