Стильный Дом
Производство и реставрация декоративных элементов из гипса

Рекомендации для профессионалов лепного декора

Лепной декор, наряду с произведениями монументальной живописи и прикладного искусства, является важнейшим элементом декоративного оформления различных архитектурных сооружений.

Утрата какого-либо элемента декора или его фрагмента, причиненная неумелыми или неосторожными действиями реставраторов, может нанести памятнику непоправимый вред.

Реставрация и воссоздание лепного декора - сложный технологический процесс,включающий в себя различные виды работ.

Основным скульптурным материалом для отделки фасадов и интерьеров являются гипс и алебастр. Свое название гипс получил от греческого названия мела, а слово алебастр (тот же гипс, но другой температуры обжига и помола) - от названия египетского города Алебастрон, где в древние времена добывали гипсовый камень. Гипс представляет собой двуводный сернокислый кальций CaSO4-2H2O (его как вяжущее вещество знали в Древней Греции, Индии, Египте и других странах за 200 лет до н.э.).

В Европе в средние века гипс использовали как строительный материал и вяжущее вещество. Почти половина средневековых домов во Франции построена на гипсовом растворе. В Древней Руси гипс в качестве строительного материала вместе с известью был известен в XII-ХIII вв., а как скульптурный материал применялся со второй половины XVII в. Так, в 1658 г. впервые при строительстве царского дворца в Измайлове (подмосковная вотчина Алексея Михайловича Романова) были выполнены резные гипсовые украшения. С XVIII в. известно применение алюмокалиевых квасцов для упрочнения гипса.

В XVIII в. гипс активно ввозится в Россию из Франции, Австрии, Италии и др. стран, по фактуре и цвету, он отличен от российского .

Лепной декор является художественным произведением, которое выполняется в сочетании творческого труда архитектора и мастера-лепщика.

В конце XVII в. лепной декор "резался" по гипсу вручную так называемыми снецарями (т.е. лепщиками) и имел плоскостной рельеф. В первой половине XVIII в. декор уже формовался и лишь затем подрезался вручную. В середине ХVIII в. лепной декор в стиле   Елизаветинского барокко, которому был свойствен, как правило, асимметричный рисунок орнамента, нередко "отмазывался" из гипса на фасадах и в интерьерах зданий без предварительной лепки в глине.

Прямо по месту установки, на стенах или карнизах, на заранее вбитые штыри наносился алебастр как подлепок, а затем из гипса окончательно лепился декор. Для облегчения веса изделий и улучшения отсоса влаги в алебастровый подлепок часто закладывались куски березового угля (колокольня церкви Троицы в Серебрениках, "Дом Апраксина" в Москве, а также некоторые памятники этого периода в С-Петербурге).

С середины ХVIII и вплоть до начала XXвв. лепные украшения формовались с помощью кусковых и клеевых форм "на выход" без поднутрений. Затем детали лепнины тщательно подрезались и зачищались лепщиками вручную. Тем самым обеспечивалась тончайшая проработка орнамента, превращавшая его в высокохудожественное "авторское" произведение прикладного искусства, частичная утрата которого совершенно невосполнима.

Значительную роль в развитии орнаментального лепного искусства в России сыграли приглашенные в XVIII в. на строительство Петербурга такие архитекторы, как Д.Трезини, Ж.Б.Леблон, А.Шлютер, Б.Растрелли, Н.Микетти, Д.М.Фонтана, Г.Медель. Декоративную архитектурную лепку в своем творчестве широко использовали русские архитекторы М.Земцов, П.Еропкин, И.Зарудный и др. В конце XVIII в. славились мастера-лепщики братья Михаил и Василий Зимины, Илья Саевич, выполнившие сложнейший лепной декор в стиле   Елизаветинского барокко   в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря и в Успенском соборе Переславля-Залесского. В Останкинском дворце в конце XVIII в. талантливо работали лепщики Лука Жилкин и С.Хожбин. В XIX в. лепные работы в Москве выполняли известные скульпторы И.Мартос, И.Витали, Г.Замараев и др. Высокохудожественные лепные композиции создали архитекторы М.Казаков, Д.Кваренги, Д.Ухтомский и др.

Условием успешной реставрация лепного декора на памятниках архитектуры является четкое определение всех элементов технологического процесса и специальной терминологии. Без этого невозможно правильное описание работ и определение их стоимости.

Задать вопрос

Оставьте заявку и наши консультанты свяжутся с Вами

вверх