Стильный Дом
Производство и реставрация декоративных элементов из гипса

Характеристика основных видов работ и технологических процессов

Консервация и укрепление лепного декора

Укрепление гипса производят:

  • 5%-ным раствором кремнийорганической смолы путем трех-четырехкратной обработки кистью вручную;
  • суспензией ПВА низкой вязкости с последующей пропиткой горячим насыщенным раствором буры или хлорного бария.

Гидрофобизация лепного гипсового декора осуществляется гидрофобизирующими жидкостями ГКЖ-10 и ГКЖ-11 или метилтрихлорсиланом методом двукратного нанесения жидкостей на поверхность лепнины (по выбору).

При работе с метилтрихлорсиланом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и пожаробезопасности.

Стабилизация крепежных элементов лепнины в процессе реставрации.

Легкие погонные архитектурные детали шириной до 10 см укрепляют на месте с помощью подлива гипсового раствора к основанию, с последующим временным прижатием фрагмента до полного схватывания гипса. Для этого просверливают отверстия в лепных деталях и затем при помощи резиновой груши нагнетают в эти отверстия жидкий раствор гипса, после чего разбуренные отверстия догипсовывают и зачищают заподлицо с существующим рельефом.

Более крупные детали - маски, картуши и т.п., отошедшие от потолка, стены или другого основания, демонтируют и вновь устанавливают на крепежные элементы, предварительно обработанные антикоррозийными составами. В отдельных случаях крепежные элементы изготавливаются из коррозионно-стойких металлов (меди, латуни, нержавеющей стали). На установку деталей методом крепежа должны быть выданы проектировщиками специальные технорабочие чертежи, а в отдельных случаях - деталировочные чертежи на узлы и детали.

Расчистка лепного декора с целью выявления первоначального рельефа лепнины

  1. Расчистка от набелов и клеевых покрасок:
    Перед расчисткой от покрасок лепной декор обметается мягкими кистями и обеспыливается. Затем подлежащие расчистке отдельные участки лепного декора площадью не более 0,5 м2смачивают обильно водой при помощи кисти за 2-3 раза. В результате смачиваний краска набухает, делается рыхлой и снимается слоями по частям металлическими или деревянными стеками. Если в процессе расчистки будет обнаружено, что гипс ослаблен, расчистку участков следует немедленно прекратить и принять меры к укреплению гипса (способы укрепления гипса приведены выше).
    Увлажненный и набухший красочный слой с лепного декора нужно удалять с особой осторожностью, не переувлажняя его поверхность обильным смачиванием. В процессе расчистки снимать следует только хорошо отстающую краску.
    Если краска в некоторых местах загрубела и сильно пристала к основе лепного декора, смывать набел лучше горячей водой с добавлением в нее небольшого количества (20-30 г на 1 л) поверхностно-активных веществ типа стиральных порошков "Чайка", "Золушка", "Прогресс", "Вепос" или детского мыла.
    Нетолстый слой хорошо заклеенного набела размывают горячей водой (55-60°С) при помощи маховой кисти. Эту операцию с осторожностью повторяют несколько раз до полной очистки набела. Тщательная очистка от набела гарантирует хорошее качество догипсовки, склейки фрагментов и окраски лепного декора.
  2. Расчистки от масляно-лаковых покрасок:
    Наиболее эффективным методом расчистки в данном случае считается "отпаривание", производимое с помощью отпарочного аппарата. Струя пара через шланг направляется на окрашенный масляными красками и лаками фрагмент декора, после чего размягченный красочный слой снимается спомощью вышеуказанных инструментов. Не менее эффективным методом расчистки лепного декора от масляных красок является расчистка при помощи смывок и растворителей. Применяются смывки СП-7, АФТ-1, CM-1 и растворители № 646 и 648. На ограниченную поверхность лепного декора (5-10 дм2) кистью или тампоном наносят смывку, закрыв затем обработанный участок полиэтиленовой пленкой. Через 15-20 мин, при t 10-25°C, слой масляной краски размягчается, вспучивается и легко снимается инструментом.
    В некоторых случаях, когда масляная краска снялась лишь частично, обработку поверхности производят смывкой до полного удаления красочного слоя. После снятия последнего поверхность лепного . декора промывают (не обильно!) растворителями №646 или 648, или уайт-спиритом при помощи кисти, а затем насухо протирают чистой мягкой тряпкой.

Работу со смывками и растворителями, как с токсичными препаратами, производят с обязательным соблюдением всех противопожарных правил и правил техники безопасности (т.е. при наличии вентиляции, в спецодежде, в резиновых перчатках, с обеспечением рабочих резиновыми фартуками, комбинезонами). В помещениях и на лесах запрещается пользование открытым огнем, курение, а также принятие пищи. Вся тара и емкости должны быть промаркированы, перед началом работ с рабочими должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.

Некоторые способы крепления лепного декора в процессе его установки

  1. Крепление тяжелых деталей лепнины производится по рабочим чертежам и разметке.
  2. Погонажные и штучные детали из гипса высотой до 10 см и бетонные высотой до 5 см "примораживают" - сажают на раствор с предварительной насечкой поверхности стены и обратной стороны фрагмента.
  3. Детали декора среднего веса высотой более 10 см крепят на костылях, гвоздях, шурупах, проволочных клячах-подвесках о обязательным "примораживанием" тыльной части фрагмента к стене (на жидком растворе вяжущего).
  4. Металлические элементы креплений тщательно обрабатывают красками и лаком против коррозии.
  5. Тяжелые детали лепного декора; изготовленные на каркасах, устанавливают на заложенные в кладку стен стержни или на специальные выпуски стальной арматуры или на стальные костыли; вбитые в пробки в стене, к которым вяжут проволочные клячи-подвесы.

Детали "примораживают" к стекам, сводам и потолкам из гипса; на гипсе или известково-гипсовом растворе. Бетонные детали "примораживает" на чистом цементном растворе (1:1).

Розетки большого диаметра и невысокого рельефа крепят гвоздями и "примораживанием", большие карнизные блоки и розетки со средним рельефом укрепляют только на клячах. Розетки с высоким рельефом и большого веса крепят на проволочных клячах гвоздями, шурупами с "примораживанием".

Воссоздание лепного декора предусматривает изготовление лепного декора заново по эскизам или чертежам методом лепки в глине, гипсе, пластилине, воске и др. пластических материалах с последующей формовкой и отливкой.

"Отмазка" лепного декора - изготовление лепного декора прямо из гипса на месте или на верстаке, минуя стадию лепки в глине и формовку; этот вид работ встречается в основном при реставрация изделий, выполненных в стиле Елизаветинского барокко в середине XVIII в. Элементы декора в этом случав не повторяются и носят характер индивидуальных изделий (этот вид работ специально, следует оговорить в дефектном акте и на него должна быть выдана проектно - сметная документация).

Догипсовка - восполнение небольших, утрат лепного декора методом домазки гипсом или другим вяжущим с последующей проработкой формы и зачисткой как на лепнине, укрепленной на месте, так и на приводимых в модель элементах (например, домазка кусочка отколотого акантового листа, выщербины фона или ободка розетки и т.п.)

Склеивание фрагментов - соединение частей подлинной разбитой на куски лепнины гипсом или клеящими составами с предварительной подборкой и маркировкой деталей; может осуществляться как на самом памятнике, так и на плинте, с последующей установкой на место вместе с плинтом.

Установка лепных деталей - крепление элементов лепного декора на место, с предварительной инженерной проработкой крепежных элементов, либо методом "присоса" на гипс, либо установкой на клячи с вбиванием деревянных пробок и гвоздей и последующей накруткой проволоки через разбуренные отверстия элемента декора, на штырях и т.п.

Флюатирование - укрепление поверхности лепного декора химическими препаратами или естественными материалами.

Гидрошобизация - покрытие лепного декора водоотталкивающими составами (метилтрихлорсиланом или ГКЖ-10 и т.п.).

Тонирование лепного декора - придание лепнине определенного тона либо имитация ее поверхности под различные материалы: бронзу, дерево, чугун, серебро и др. Оно применяется в следующих случаях:

  • когда места обширных догипсовок и склеек по своему цвету значительно отличаются от подлинной лепнины (например, при склейке новых лепных фрагментов с подлинными);
  • когда весь лепной декор посла расчистки нуждается в однотонном покрытии.

В первом случае тонирование производят хорошо подобранными колерами на основе клеевых, известковых, темперных или масляных красок по колерам, предварительно утвержденным автором проекта реставрации. Тонирование осуществляется мягкой кистью методом торцевания или лессировки, без потеков и "натасков".

Во втором случае, по утвержденному колеру, лепнина окрашивается за 1-2 раза о предварительной огрунтовкой. Масляные покраски должны быть матовыми с введением в них сиккативов и скипидара. Все виды окраски лепнины (клеевыми составами, известковыми, темперными и масляными красками) должны выполняться с большой аккуратностью и обеспечением высокого качества, без потеков, лишних наслоений красок, тонким слоем, не забивая рельефа лепнины. Качество выполненной работы должно контролироваться авторш проекта реставрации, который визирует акты по ф.

Патинирование лепного декора предполагает покрытие лепного декора методом специальных окрасок, т.н. "под старину" либо под различные материалы: бронзу, слоновую кость, дерево, чугун и т.п.

Т.н. имитация "под старину." (патина времени) заключается в одноцветной покраске лепного декора наиболее темными тонами в углублениях рельефа и наиболее светлыми на его выпуклых частях. Вначале лепной декор огрунтовывается "среднетемным" тоном (серым, голубоватым, розоватым и т.п.), затем после выоыхания все углубления и поднутрения лепнины наторцовываютоя более темным тоном и протираются досуха марлей, с тем, чтобы темный тон оставался только в углублениях. После этого наиболее светлым тоном "по верхам" рельефа скользящими движениями флейца наносится "разбелка". Колера и виды красок подбираются автором проекта реставрации и технологами.

Метод патинирования под бронзу изделий, расположенных, в интерьерах. Весь лепной декор огрунтовывается клеевыми или масляными составами желто-коричневого цвета с добавлением зелени или красных тонов, в зависимости от желаемого оттенка "бронзы" (по эскизу архитектора). После просушки изделие вновь загрунтовывается указанным цветом с введением в состав бронзовой пудры до слабого т.н. "присутствия металла" в краске (очень незначительного блеска бронзы) и вновь просушивается. Когда окрашенная поверхность полностью просушена и не дает отлипа, во все углубления и поднутрения вводится "темно-коричнево-зеленоватый" тон (под патину бронзы или "окись бронзы"). Эта операция осуществляется хорошо омоченным в краске ватно-марлевым тампоном, методом "наторцовки" и "отжима". Не успевшую высохнуть лишнюю темную краску следует затем быстро снять с огрунтованной "под бронзу" поверхности чистой марлей, оставив "патину" только в углубленных и поднутренних местах лепного декора.

После тщательной просушки производят "бликовку" декора. Ее можно осуществить двумя методами: 

  • напудриванием бронзовым порошком; 
  • окраской.

Если бликовку производят методом "напудривания", то предварительно покрывают все выпуклые части декора бесцветным лаком и затем "на отлип" марлевым тампоном всухую "напудривают" (скользящими легкими движениями по поверхности лепнины) бронзовый порошок. После высыхания лака и прилипания бронзового порошка декор обметают мягкой кистью.

Бликовку методом окраски производят бронзой, затворенной на бесцветном лаке, мягкой кистью, таким же легкими скользящими движениями по выпуклым, местам рельефа.

Обработка бронзового порошка для имитации бронзы или позолоты. Во избежание окисления и зеленения бронзовой пудры ее обрабатывают следующим образом:

Отвешенное количество мелкодисперсного порошка (пудры) заливают 2%-ным раствором бензотриазола в бензине из расчета 20 г бензотриазола на 1 л бензина. В полученном растворе бронзовый порошок выдерживается 16 ч, после чего бензин сливают, а осевший порошок сушат и затворяют на прозрачных лаках "(ЯН-54) или олифе. Нельзя затворять на нитролаках! Затем патинируют лепные изделия по методикам, указанным выше.

Патинирование "под чугун" и другие металлы, а также под мрамор, дерево и т.п. производится по той же схеме, что и патинирование под бронзу. В каждом конкретном случае данные о цвете имитируемого материала и о технологическом процессе должны быть включены в технологический раздел проекта реставрации памятников.

При этом необходимо учесть, что клеевые окраска лепного декора и покраски на основе водных растворов необходимо выполнять до процессов гидрофобизации. В противном случае, покраска не пристанет к поверхности.

Задать вопрос

Оставьте заявку и наши консультанты свяжутся с Вами

вверх